— Проезжая на рейсовом автобусе через станицу Ярославскую, невольно услышал разговор двух мужчин, — делится Владимир Алексеевич. — Один другому говорил: «Вот по этой балке вверх, в районе фермы, я в войну бегал с мальчишками смотреть на севший горящий самолёт». Тогда я ещё не занимался поисковой работой и пропустил эту информацию мимо ушей. Сейчас сожалею, ведь это был очевидец того трагического события.
Вот уже много лет поисковики собирают сведения о советском самолёте Пе-2, который по имеющимся данным был сбит 1 ноября 1942 года. Его экипаж выполнял разведку по маршруту «Андрюковская-Каладжинская-Лабинская-Курганная-Кропоткин-Николаевское-Белореченская-Черниговская-Тверская-Хадыженская-Нефтегорск-Самурская».
Враги сбили самолёт в 25 километрах на восток от Майкопа. По прямой — над станицами Ярославской и Махошевской. В этом воздушном бою оборонительным огнём с Пе-2 был сбит немецкий самолёт МЕ 109, его лётчик погиб.
Владимир Сахно с коллегами выехал в Ярославскую, чтобы узнать подробности этой истории. Там ему посоветовали встретиться с заведующей библиотекой Валентиной Бойченко.
Она подтвердила, что катастрофа самолёта произошла в Ярославской в 1942 году. Валентина Николаевна слышала от отца, который в войну был мальчишкой, как во время оккупации станичники увидели со стороны реки Фарс летящий самолёт со шлейфом дыма. Он рухнул на землю параллельно балке, недалеко от животноводческой фермы № 4. Это был немецкий истребитель. К нему быстро подъехали фашисты на мотоциклах, вытащили раненого и увезли в станицу, а другие тушили горящий самолёт. Его до следующего дня никто не охранял. Мальчишки ночью сняли с него пулемёт и ещё что-то. На другой день приехали гитлеровцы на машинах. Увидели, что самолёт разграблен, стали стрелять по деревьям и кустам в районе балки и кричать: «Партизаны, партизаны…». Истребитель они вывезли.
Поисковики не нашли подтверждения, в какое время года был сбит самолёт противника. Связи с событием ноября 1942 года установить не удалось.
И вот уже в 2025 году, просматривая в интернете список безвозвратных потерь лётчиков Люфтваффе за 1942 год, поисковики нашли интересные сведения об одном из них.
Некто Вильгельм Гиссельманн участвовал в боевых действиях на советско-германском фронте с февраля 1942 года. Имел 13 побед, был награждён Железными крестами I и II степеней, знаком за ранение (21.02.1942), знаком за боевые вылеты. 14 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 13495 «Gelbe 5» был ранен зенитным огнём юго-западнее станицы Ярославской, произвёл посадку, умер от ран в лазарете 19 августа 1942 года.
Поисковики задались вопросом, кто же вёл зенитный огонь на оккупированной территории 14 августа 1942 года? Наши войска полностью оставили город Майкоп 10 августа. Партизанские отряды только формировались в лесах и не могли мечтать не только о зенитках, но и стрелковом оружии.
По архивным данным и воспоминаниям жителей станицы Кужорской, вырисовывается следующая картина.
10 августа 1942 года в районе станицы Ярославской фашисты перерезали шоссе «Лабинская — Майкоп» и окружили 40-ю особую мотострелковую бригаду недалеко от станицы Кужорской. После пятидневного окружения командир бригады Никита Цепляев решил прорвать окружение. 15 августа бригада разделилась. Одна часть прорвала фронт противника, стала отходить в направлении махошевских лесов и дальше на Баговскую. Другая часть атаковала врагов в своём секторе, отступила в сторону Майкопа и ушла по долине реки Белой в станицу Каменномостскую.
Прорыв происходил не в сторону основных частей Красной армии, как того ожидал противник, а на юго-запад и запад. Во время окружения и прорыва бойцы бригады подбили шесть танков, 10 автомашин, сбили два самолёта и уничтожили до полутора батальонов вражеской пехоты. Сбитый над рекой Надзоркой самолёт FW 189 «Рама» упал в станице Кужорской на дома, лётчики погибли. Там же, около Надзорки, нашли свой конец и шесть лёгких танков. Их экипажи захоронили возле маслобойни, у реки Кужора. Второй истребитель МЕ 109 совершил аварийную посадку в станице Ярославской, раненый лётчик умер в госпитале 19 августа.
40-я бригада после изнурительных боёв с преследовавшим её противником вышла на соединение с частями Красной армии, сохранила боевой порядок и продолжила громить врага до Берлина.
— Поисковая работа по установлению места падения самолёта Пе-2 и погибшего экипажа в составе двух капитанов Зозули и Мартынова, а также старшины Борисова продолжается, — говорит Владимир Сахно. — Мы рады любой информации о местах падения самолётов и о безымянных захоронениях наших воинов. Звоните, присылайте сообщения в совет ветеранов. Тел./факс: 8-8772-52-58-94, e-mail: svadygea@yandex.ru.